Красивые прически

Прически на каждый день. Пошаговые руководства, советы и мастер-классы

Умай - мать мира.

22.10.2016 в 09:27

Ума? й (ымай, иногда умайя) - древнейшее женское божество тюркских народов, занимало второе место после тенгри. Среди современных тюркских народов известно у кыргызов, казахов, алтайцев, хакасов и др.
Умай - особо высокочтимое земное женское божество, доброжелательный (байана) дух, покровительница детей и рожениц. Перед родами, охраняя роженицу и младенца, умай располагалась у входа на левой стороне юрты, считавшейся чистой


Умай - мать мира.. Олицетворение женского начала отразилось и в самом имени умай, что означало чрево матери, матку и даже отрезанную пуповину.
В честь умай в переднем углу юрты подвешивали вместе с другими изображениями куколку, сшитую из синей материи, которую кормили кашицей, если ребёнок заболевал. Под её особой защитой находились новорождённые и дети колыбельного возраста, зыбку которых она качала, а затем оберегала ребёнка до шести лет, пока он не встанет на ноги. От неё зависела жизнь и здоровье ребёнка, так как она охраняла его от злых сил и духов.

В Хакасии словом умай (ымай), помимо богини, называлась также душа ребёнка от рождения до момента, когда он начинал ходить.
Те или иные состояния детей связывались с действиями умай. В том случае, если ребёнок улыбается во сне, это значит, что с ним разговаривает умай, если плачет, значит его пугают злые духи, а умай на время отлучилась. Болезнь ребёнка - это верный признак отсутствия умай. В этом случае обращались к шаману, который при камлании узнавал, похищена ли его душа злым духом, так как это грозило смертью ребёнка.
Шорцы почитали "Мать Умай" (май - иче) как покровительницу детей, и имели представление о злом духе кара - умай, которую связывали с болезнь и смертью детей.
Символические изображения, посвященные умай (май - иче) у шорцев - маленький лук со стрелой, которые вешались над колыбелью, берестяная люлька, проткнутая стрелкой (для мальчика) или веретеном (для девочки), деревянная стрела, которую клали в колыбель. Телеуты представляли май - энэ в виде молодой женщины с серебряными волосами, которая спускалась с небес по радуге и охраняла детей с помощью золотого лука. Киргизы обращались к умай - энэ при рождении и болезни детей. Кумандинцы считали, что умай - энэ (как и женское божество огня) боится воды 1.

Изображалась богиня - мать с золотыми волосами, с гребневидной прической.
Игрища её располагались на сурун - горе, она владела молочным озером (сут кёл), в котором омываются родовые духи шаманов и очищаются души людей. Чистая умай (май - Эне) спустилась от Ак - ульгеня.
Функции умай у алтайцев теленгитов выполняла дьайачы, имя которой означает "Творец" (имя собирательное. У шаманистов умай выполняет функции покровительницы рожениц, помогает им при родах, обрезает белой щепкой пуповину ребёнку. Она не только добрый дух, но и ангел смерти, который берёт душу умирающего. Кроме того, от неё зависело плодородие. К умай обращались бездетные и малодетные супруги, испрашивая кут на детей. Умай также олицетворяла плодородие. Женщина была земным воплощением умай.
Считается, что умай спустилась на землю с двумя берёзами 3.
Некоторые исследователи считают, что одно из ранних изображений умай приведено на валуне из могильника кудыргэ (кудыргинский сюжет. Валун был вывезен в ленинградский музей этнографии, где был потерян во время блокады города во вторую мировую войну. На фото: хакаска совершает ритуальное "Кормление" изображения умай.